Честное слово, становится стыдно, когда неофит или просто интересующийся проблемой человек спрашивает нечто наподобие: "а что готов объединяет?", "а кто такие готы вообще?" - и т.п. и когда понимаешь, что ответить _чётко_ ты просто не в состоянии... И в самом деле, почему же так получается? В чём же здесь камень предкновения? Многие, многие пытались пролить на эту тёмную и неблагодарную задачу толику солнечного света, копая к самой сути, но увы... До сих пор вопрос открыт... Напрашиваются три варианта тому объяснения, а именно:
1. Подходы к проблеме были выбраны неудачными.
2. "Теоретики" не смогли в рамках выбранных подходов на базе собственных измышлений составить некоторое окончательное, целостное решение, которое было бы максимально адекватно поставленной задаче.
3. Проблема не разрешаема в принципе.
С первыми двумя вариантами всё, вроде бы, ясно. Далее. Для того чтобы хоть какие-либо дальнейшие рассуждения и умозаключения имели смысл, нам необходимо окончательно отбросить третий вариант.
Итак, что же касается третьего, то обосновать его можно вот каким "нигилистским" образом: у т.н. "готики" этого жёсткого "стержня" не было изначально (строго говоря, это не совсем верно, потому как грубый, неотёсанный, он всё же присутствовал в виде простеста против "массовости" поп-культуры; в принципе, он сохранился и по сей день в такой форме, но просто дело в том, что он не может являться отличительным признаком именно готической субкультуры); "готика" - это просто пиар-кампания, этакий умелый ход менеджеров, продюссеров, ставящий своей целью "раскрутить" группы и исполнителей на волне извечного антагонизма бунтующей молодёжи и общества... Да, с социально-психологической точки зрения - это верный ход. И с исторической, однако, - тоже (была бы готика изначально привлекательной для имиджмейкеров, если бы панк-движение Великобритании продолжало быть столь же необычным, шокирующим и концентрирующим в себе максимум этой самой энергии протеста?)...
Возможно, всё действительно обстояло именно таким образом. "Имидж" и даже "мировоззрение" - это своеобразная "надстройка", служащая просто привлекательной обёрткой. "Базисом" же, социально-психологической подоплёкой - означенная энергия антагонизма, причём воссозданная искусственным образом в конкретной географической точке.
Тем не менее, имеем ли мы право утверждать, что _нынче_ у готики нет "идеологического стержня" лишь постольку, поскольку его не было _в момент зарождения_ субкультуры? Однозначно, нет. Готика вполне могла бы его приобрести и в процессе своего развития. Выражаясь языком метафор, вовсе не обязательно, что родитель контролирует рост и развитие своего ребёнка; во всяком случае, делает это в полном объёме. Кроме того, ребёнок, рано или поздно, становится самостоятельным. Готику же, в какой-то мере, можно сравнивать с "ребёнком".
Таким образом, мы формально имеем более-менее определённые (в первом приближении) и самостоятельные, исторически сложившиеся "имидж", "мировоззрение", "готическую музыку" (чисто "мировоззренчески" - как несущую в себе "готические" эстетическую и, частично, имидж-традицию), что уже сейчас даёт нам право отмести п. 3, чем мы и поспешим воспользоваться. Действительно, имело бы смысл говорить о принципиальной "исторической" невозможности вычленить-таки "идеологический стержень" (принимая во внимание тот факт, что изначально он действительно отсутствовал) лишь в том случае, если бы с момента своего зарождения субкультура ровным счётом ничего не породила, окончательно умерев.
Далее перейдём к рассмотрению вопроса об "идеологическом стержне” готики более подробно. Для начала приведём определение слову "идеология". Итак, идеология - это, как минимум:
Толковый словарь иностранных слов
ИДЕОЛОГИЯ, и, ж. [нем. Ideologie < греч. idea понятие, представление + logos учение]. Система взглядов, идей, характеризующих какую-н. социальную группу, класс, политическую партию, общество.
- раз;
ИДЕОЛОГИЯ (от идея и logos — слово, учение), система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности. Термин «идеология» нередко употребляется также для обозначения ложного, иллюзорного, оторванного от действительности сознания.
- два.